Травма (от латинского слова) – телесное повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.
Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
Виды детского травматизма:
- бытовой;
- уличный (ДТП связанный с транспортом, нетранспортный);
- школьный;
- спортивный;
Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в общеобразовательном учреждении:
- в учебном классе на уроке;
- на уроке физической культуры;
- на переменах,
- во время внеклассного мероприятия.
Виды детских травм: ушибы, порезы, рваные раны, переломы рук, ног, травма спины, травма внутренних органов и т.д.
Причины школьного травматизма:
- недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;
- неумение распознавать травмоопасную ситуацию и быстро ориентироваться;
- чрезмерная активность учащихся (нарушение дисциплины, озорство, шалости и неосторожное поведение);
- недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;
- неосторожное поведение на лестнице, на занятиях спортзалах или на спортивных площадках;
- индивидуально-психологические особенности ребёнка (двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, плохая координация, ориентация в пространстве, низкий уровень самоконтроля).
- возрастные особенности учащихся.
Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путём принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в образовательной организации включают в себя:
Профилактика детского травматизма:
- Доходчиво разъяснять ребёнку те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм.
- Необходимо воспитывать у ребенка чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности.
- Формирование у ребёнка умения распознавать травмоопасные ситуации и понимать какие и когда возможны повреждения.
- Убедить ребёнка в том, что многое можно предотвратить.
- В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога-психолога, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).
- Вовлекать родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения и предупреждения травматизма в учебном процессе и в домашних условиях;
- Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.